4-й Международный Форум такси и Европейская Ярмарка такси

 

5 ноября 2010 года в Кёльне (Германия) состоялся 4й Международный Форум такси. Организатор Форума - Международный союз автомобильного транспорта (International Road Transport Union - IRU). Форум состоялся в рамках крупнейшей в мире Европейской ярмарки такси.

 

По инициативе НП «Лига такси», впервые за всю историю проведения подобных форумов, в его работе приняла участия делегация из Российской Федерации, из Санкт-Петербурга.

 

Директор некоммерческого партнерства «Лига такси» Каримов Б.Н., который принял участие в работе 4го Международного Форума такси и Европейской Ярмарки такси поделился с нами своими впечатлениями.

 

Изучение международного опыта организации и регулирования таксомоторного бизнеса (в том числе и на пассажирообразующих узлах) является одним из важнейших направлений деятельности некоммерческого партнерства «Лига такси». В  свое время Лига такси обратилась в Международный союз автомобильного транспорта - IRU за помощью в данном вопросе.

 

Информация к сведению: Основанная в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария), IRU является единственной международной неправительственной организацией, которая представляет интересы автомобильного транспорта 68 стран мира - Европы, Америки, Азии и Африки. Имеются три Представительства - в Брюсселе, Москве и Стамбуле, которые проводят политику IRU и координируют деятельность национальных ассоциаций автоперевозчиков соответственно в странах Европейского Союза. Содружества Независимых Государств и Ближнего Востока.

 

Основной задачей IRU, отвечающей интересам всего общества, является защита интересов отрасли и организация международного сотрудничества в области грузового и пассажирского автотранспорта в интересах гармоничного и устойчивого развития мировой экономики.

 

В качестве консультативного органа ООН, IRU активно сотрудничает с национальными правительствами и частным бизнесом многих стран, а также поддерживает отношения со многими международными организациями: Всемирным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, Всемирной Торговой Организацией, Всемирной Таможенной Организацией, Всемирной Организацией по Туризму, Европейской Конференцией Министров Транспорта, Европейской Экономической Комиссией ООН, Экономической и Социальной Комиссией ООН по Азии и Тихому Океану.

 

В России членом IRU является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая представляет интересы отрасли на национальном уровне. Аналогичные ассоциации имеются во всех странах СНГ, которые, в свою очередь, также являются членами IRU.

 

В IRU учреждена специальная группа «Такси и прокат автомобилей с водителем», которая занимается проблемами развития и регулирования таксомоторного бизнеса.

 

В московском представительстве IRU нас любезно приняли и ознакомили с материалами группы IRU «Такси и прокат автомобилей с водителем», а также с документами предыдущих Международных Форумов такси. Затем последовало приглашение посетить 4й Международный Форум такси и Европейскую Ярмарку такси.

 

Форум и Ярмарка состоялись на площадях Кёльнской ярмарки - четвертого по величине выставочного комплекса в мире.

 

Форум состоялся под девизом - «Образ такси: за безопасность и стабильность услуг таксомоторного транспорта для всех».

 

В работе Форума приняли участие почти 200 ведущих операторов такси мира, компетентные представители власти, исследователи, эксперты рынка таксомоторных услуг, а также эксперты по маркетингу услуг такси из Европы, США, Канады, Ближнего Востока, Африки и ряда других стран.

 

От России в работе Форума приняла участие делегация из Санкт-Петербурга. В составе нашей делегации вместе со мной были: Козлов В.В. - Директор филиала ЗАО «Радио Тел» в Санкт-Петербурге («Такси 068»), руководители диспетчерской службы «Такси 068», а также Председатель совета директоров группы компаний «ЛАУРА» Щербаков И.И.

 

Как следовало из Пресс-релиза Форума, его участники собрались «для достижения целостного понимания перспектив индустрии такси в качестве ключевого элемента в системе транспорта общего пользования».

 

Наиболее интересными стали выступления участников Форума.

 

Вначале с приветственными речами выступили г-н Петер Зандер - Президент Европейской ярмарки такси и г-н Томас Грэтц, Вице-Президент группы IRU «Такси и прокат автомобилей с водителем.

 

Затем очень интересной была речь г-на Ришара Дарбера из Национального института мостов и шоссе (Франция), в которой он презентовал результаты анкетирования клиентуры такси в 8 мегаполисах. Выяснилось, что клиенты такси ведущих западных столиц и городов зачастую сталкиваются с теми же проблемами, что и пассажиры русского такси. Например, в Нью-Йорке водители зачастую не знают город и не хотят ехать на короткие расстояния. В Париже клиенты такси жалуются на недостаточное количество автомобилей такси на улицах города и на довольно частое хамское поведение со стороны водителей. В Амстердаме водители очень часто обсчитывают пассажиров, либо возят их кругами, накручивая счетчик.

 

Г-ном Ришаром Дарберой также были озвучены пожелания клиентов такси к работе перевозчиков. Пассажиры Европейских столиц и крупнейших городов Северной Америки хотят передвигаться на более крупных и комфортных автомобилях (видимо они не ездили на ВАЗ 2107). Пассажиры Нью-Йорка высказали пожелание, чтобы цены на такси стали дешевле, хотя из всех 8 городов, в которых проводилось исследование, именно в Нью-Йорке самое дешевое такси. Там же в Нью-Йорке клиенты такси заранее хотят знать стоимость поездки. А в ряде европейских городов пассажиры такси хотят иметь карточки-абонементы для проезда на такси, такие же, как для проезда на общественном транспорте. (Кстати, очень интересная идея, заслуживающая более подробного изучения и внедрения в нашей стране, как мне кажется).

 

Г-н Дарбера также рассказал о том, что в ряде крупнейших городов Европы (в частности в Лондоне) легальные перевозчики сталкиваются с конкуренцией со стороны нелегалов (как это нам знакомо). Однако всем очевидно, как мне кажется, что масштабы этой проблемы в развитых странах не сопоставимы с российскими реалиями.

 

Также интересно было узнать от г-на Дарберы о том, что значительная часть поездок такси в развитых странах субсидируется государством. Причем субсидируются не только поездки людей с ограниченными возможностями здоровья, но и, например, поездки школьников, пожилых людей и т.д.

 

Результаты исследования восприятия такси потребителями услуг таксомоторного транспорта в Финляндии - так звучала тема следующего выступления на Форуме Нины Низовски, Директора ассоциации водителей такси Финляндии.

 

Она также рассказала о том, что 80-90% поездок такси в сельской местности и 30-40% в городской в Финляндии являются субсидированными социальными рейсами. Затем г-жа Низовски определила основные достоинства таксомоторного бизнеса Финляндии, благодаря которым клиенты, в основной массе, положительно отзываются о работе такси в этой северной стране: 1. надежность 2. регулируемые тарифы 3. специальная подготовка водителей перед получением лицензии 4. техосмотр транспортных средств перед выходом на линию 5. прозрачное налогообложение 6. 11 норм качества предоставляемых услуг такси, прописанные в законодательстве.

 

Г-жа Низовски поведала также о просто великолепном отношении граждан Финляндии к водителям такси. Большинство опрошенных клиентов такси в Финской Республике рассказали о том, что водители относятся к ним с уважением, профессионально относятся к делу, вежливые, приветливые и, что особенно меня порадовало - приятные собеседники.

 

В Европе, по словам г-жи Низовски, был проведен опрос об отношении граждан европейских стран к различным профессиональным группам. На первом месте по степени доверия оказались пилоты самолетов, на последнем, конечно же, политики. Таксисты оказались, где то в середине списка, но им в Европе доверяют больше, чем например священникам. Очень интересные и поучительные для нас результаты опроса европейцев, по моему мнению.

 

Следующими на форуме выступили представители компании Желтый кэб (Балтимор, США) - одной из старейшей таксомоторной компании Америки, которая входит в большой холдинг Веолия Транспортейшн. Балтиморский Желтый кэб в 2009 году отметил столетний юбилей и по праву считается одним из наиболее авторитетных таксомоторных перевозчиков США. Именно в этой таксомоторной компании крупный транспортный холдинг Веолия Транспортейшн внедрил новый программный продукт Такси Мэджик (Taxi Magic), который затем получил распространение в 27 странах мира. Суть этого софта заключается в том, что из всего процесса оказания таксомоторной услуги полностью исключается бумажный документооборот, а пассажир может сделать заказ на своем айфоне или через интернет, даже не входя в голосовой контакт с оператором диспетчерской службы.

 

Следующее выступление на форуме было посвящено вопросам улучшения обслуживания инвалидов и людей с ограниченными способностями. Представитель Европейского форума инвалидов г-жа Мария Нюман призвала таксомоторный бизнес уделять еще большее внимание повышению качества обслуживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

 

Далее последовало два выступления представителей ученого мира Великобритании и Германии с анализом последних направлений и тенденций развития таксомоторного бизнеса в мире. Также как и на предыдущих форумах среди участников форума активно развернулась дискуссия по поводу степени вмешательства государства в бизнес такси. Выяснилось, что в развитых странах таксомоторный бизнес либо находится под тотальным контролем со стороны государства, либо не регулируется вовсе. Но чаще всего в развитых странах наряду с государственным регулированием присутствуют элементы саморегулирования таксомоторного бизнеса. Большинство участников форума, как мне показалось, являются сторонниками некой золотой середины между регулированием и саморегулированием таксомоторного бизнеса.

 

Подытожил работу 4го Международного Форума такси президент группы IRU "Такси и прокат автомобилей с водителем" Хьюберт Андела: "Благодаря ее непревзойденной гибкости, которая приравнивается, а иной раз превосходит гибкость отрасли частного автотранспорта, отрасль такси способствует развитию и укреплению других видов общественного транспорта, так как дополняет их своей доступностью двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Желанием и обязательством такси как отрасли является улучшение качества и привлекательности услуг, путем постоянного повышения уровня профессионализма менеджеров и водителей отрасли и инвестиций в новые технологии. Это лучше всего выражено в нашем общем девизе: «Такси - в любое время, в любом месте».

 

По окончании форума его участники посетили Европейскую ярмарку такси.

 

Первое впечатление о ярмарке - как будто попал на выставку специального оборудования для перевозки инвалидов автомобилями. Половина экспонатов выставки были посвящены перевозкам людей с ограниченными возможностями, что не удивительно, учитывая солидное государственное финансирование таких перевозок в развитых странах.

 

Следующими по представительству были компании, предлагающие различный софт для такси. Наиболее модная фишка сейчас в Европе и Северной Америке, как мне показалось, заказ такси через айфон. На ярмарке были представлены как минимум 5 компаний с подобной идеей. Кстати у нас в России подобный мобайл проект при поддержке нашего некоммерческого партнерства «Лига такси» реализовал петербургский программист Стреленко Сергей. Мобайл проект «Заказ такси» доступен в настоящее время для владельцев айфон, айпэд и айпад в Санкт-Петербурге. В самое ближайшее время он начнет работать в Москве.

 

На ярмарке также присутствовали основные производители автомобилей, у каждого из которых есть программа реализации автомобилей специально подготовленных для таксомоторных перевозок. Подобную программу «Петербургское такси» предлагает группа компаний «ЛАУРА» в Санкт-Петербурге.

 

Узнав, что мы из России, к нашей делегации с радостью обратились представители немецкой фирмы, производящие опознавательные фонари для автомобилей такси. Они даже нам показали колпак с надписью «такси» на русском языке. Поняв, что стоимость колпака достигает 300 евро, мы быстренько ретировались, произнеся фразу «вери экспенсив».

 

Порадовало устройство - алкотестер, без которого не заводится автомобиль. Очень актуальная для нашей страны штука, но тоже очень дорогая (около 1000 евро).

 

На ярмарке очень солидно также были представлены различные средства связи. Голосовая связь, как я понял, в развитых странах уже вымерла как явление.

 

После посещения ярмарки наша делегация пообщалась с руководством группы IRU "Такси и прокат автомобилей с водителем" и поблагодарила его за предоставленную возможность посетить форум и ярмарку. В ответ нас проинформировали о том, что Санкт-Петербург, наряду с Буэнос-Айресом и Стокгольмом включен в список возможного места проведения заседания группы такси IRU (проходит один раз в 2 года).

 

Было бы очень здорово, если бы заседание группы состоялось в нашей стране, т.к. обмен международным опытом, несомненно, интересен для всех представителей таксомоторного бизнеса как у нас в стране, так и за рубежом.


« ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД