«Бомбилам» включили «зеленый»

 

Власти взялись за таксистов: деятельность таксомоторных компаний снова будет лицензироваться, и чтобы получить разрешение на извоз, им придется выполнить ряд условий: обзавестись собственным автопарком, оборудовать машины таксометрами, обозначить их специальными цветографическими схемами и опознавательными фонарями, выдавать клиентам чеки за поездки, каждые полгода проходить техосмотр и выполнять еще множество других требований. За нарушение этих пунктов закон предполагает штрафы как для водителей, так и для юридических лиц: для первых максимум пять тысяч, для владельцев бизнеса – до 200 тысяч рублей. Что касается «бомбил», то они так и будут зарабатывать «в черную».

Первое требование нового закона – наличие собственного автопарка. То есть водители должны находиться в штате фирмы, а не работать на себя под ее именем, отдавая посреднический процент. Подразумевается, что это заставит компании нанимать опытных водителей, контролировать их и следить за качеством работы. Посыл вполне правильный. Но при этом непонятна судьба организаций, которые именуют себя диспетчерскими службами или фирмами, которые якобы пиарят такси, принимая заказы. Фактически они являются связующим звеном, которое сообщает клиенту об услугах, но не отвечает за качество. Это позволяет полностью перекладывать ответственность на водителя.

А отвечать компания должна за то, чтобы в машине стоял таксометр, чтобы водитель выдавал клиентам отчетные документы, чтобы имел при себе договор заказа услуг, чтобы была копия разрешения на извоз, все страховки, чтобы на крыше стоял желтый фонарь, а на кузове распознавались «шашечки» плюс особая расцветка кузова, если она предусмотрена регионом. Также компания должна отвечать за техническое состояние автомобиля: техосмотр каждые шесть месяцев, проверка технического состояния транспорта перед выходом на линию и его ремонт, проверка водителя перед поездкой. За рулем должен находиться человек с реальным водительским стажем не меньше трех лет, подтвержденным документами, либо общим стажем в пять лет. Кстати, по заверению компаний, именно нехватка персонала создаст большие проблемы, если отказываться от услуг водителей-внештатников.

«Этот федеральный закон вносит изменения в ряд законодательных актов и существенно усложняет жизнь легальным таксомоторным перевозчикам, – комментирует официальный представитель «Лиги такси» Артем Рублев. – Во-первых, налицо высокая коррупционная составляющая закона – теперь для входа на рынок требуется получение разрешения чиновника. У них, соответственно, появляются серьезные рычаги влияния. Если в крупных городах – в Москве и Санкт-Петербурге – скорее всего, не будет такой проблемы, то в остальных городах миллионниках, а тем более в средних и малых городах местные «князьки» захотят прибрать высокодоходный бизнес к своим рукам, используя новые изменения в законодательстве. Во-вторых, от нововведений очень сильно пострадают диспетчерские службы (до 80%, а в некоторых малых городах все 100% таксомоторных перевозок), т.к. намного усложнится привлечение водителей с собственными автомобилями для работы в диспетчерской службе такси».

По мнению лидеров «Лиги такси», требование закона о том, что автомобиль, работающий в такси, должен быть или в собственности компании (ИП), или в аренде, тоже очень спорное. Многие компании такси используют арендованный транспорт (по договору аренды с юридическими лицами), а также привлекают водителей со своими автомобилями. Многие компании (особенно новые) берут автомобили в сублизинг. Также от нового закона пострадают пассажиры. Для того чтобы таксомоторная компания соответствовала новым требованиям законодательства, потребуются значительные постоянные и переменные финансовые затраты. Цены на услуги такси могут возрасти как минимум на 30 процентов.

«Таксомоторный бизнес в ряде городов России, по нашему мнению, просто прекратит существование, т.к. большинство компаний такси не сможет соответствовать новым требованиям законодательства, регулирующего деятельность такси, – написано в обращении лиги к общественности. – Многие пассажиры уже привыкли к тому, что диспетчер сразу называет стоимость предстоящей поездки. Такая практика исключает обман пассажира. Водителям такси в таком случае нет смысла «возить кругами» и «химичить» со счетчиком. Новое законодательство же обязывает установить в обязательном порядке таксометр.

«По нашему мнению, в случае принятия новых изменений в законодательстве, регулирующих таксомоторную деятельность, значительная часть бизнеса такси уйдет в тень, что, в свою очередь, приведет к криминализации данного бизнеса, – подытоживает Артем Борисов. – В качестве альтернативы «Лига такси» предлагает законодательно поддержать процесс саморегулирования таксомоторного бизнеса. Когда в 2005 году в ходе административной реформы было отменено лицензирование таксомоторного бизнеса, государство, по сути, избавилось от одной из своих избыточных управленческих функций. Законопроект №479724-5 возвращает нас в 2005 год и противоречит принципам административной реформы. Саморегулирование таксомоторного бизнеса в силу закона, по нашему мнению, избавит таксомоторный бизнес от излишнего административного давления и позволит учесть региональные аспекты его развития».

«Если такси окажутся в дефиците, клиенты будут их ждать по 2-3 часа, столько же дозваниваться до диспетчеров, – комментирует директор компании «Такси «Альянс» Борис Баруля. – В результате люди, как раньше, будут выходить на остановки, садиться к «бомбилам»: рынок перевозок только-только стал более цивилизованным, а этот шаг назад сейчас предпринимается на федеральном уровне. При том что частники как были, так и останутся, их никто не тронет».

Самый большой скепсис у таксистов вызывает попытка властей избавиться от «лохмачей» путем лицензирования – в компаниях уверены, что этим их не искоренить. Документ расписывает «дорогие» и жесткие требования к фирмам, а для частников все сводится к обычным штрафам. Нет разрешения – заплати пять тысяч и езди дальше. Кстати, за незаконные шашки и фонари тоже штрафуют – на пять тысяч рублей. Но ведь главная проблема – это фактически нулевой контроль за «подпольной» деятельностью: если «бомбила» сам себя не выдаст, вычислить его очень сложно. Разве что по местам стоянки. Как вообще доказать, что человек в данный момент занимается извозом? Разве что методом «тайного клиента», но будут ли правоохранительные органы работать под прикрытием ради штрафа 5000 рублей?

Учитывая этот фактор, закон будет упорядочивать в массовом порядке деятельность компаний, но не частников. При лицензировании первые будут как на ладони, а вторые – там же, где и сейчас: на остановках, привокзальных площадях, у магазинов, у аэропортов и так далее.

«В том-то и дело, что «бомбил», работающих «в чёрную», этот запрет не коснётся, – поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Они как кидались сквозь поток машин на каждую поднятую руку на тротуаре, так и будут кидаться, создавая угрозу безопасности участникам дорожного движения и мирным гражданам. А запрет этот как раз и ударит по небольшим компаниям, как совершенно справедливо считают таксисты. Те расходы, которые надо будет понести малым и даже средним фирмам, могут запросто разорить их, и компании уйдут с рынка, а их водители большей частью просто пополнят армию незаконных водителей-одиночек. Поэтому всё же имеет смысл не вводить столь много условий для нормально работающих компаний, а кроме того, активизировать борьбу именно с "бомбилами"».

По мнению эксперта, крупные компании уже выполнили большинство из этих условий, и им вряд ли предстоят новые дополнительные расходы, а значит, что они цены вряд ли поднимут. Что касается средних и мелких компаний, то те из них, кто не уйдёт с рынка, просто будут вынуждены поднять цены, чтобы компенсировать свои расходы, которые они понесли, чтобы соответствовать новым условиям перевозок. Таким образом, средний уровень цен на рынке вырастет, и часть пассажиров просто-таки будет вынуждена пойти на «чёрный рынок», то есть воспользоваться услугами «бомбил».


ссылка на источник


« ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД