Закон о такси. Не ждали?

 

К 15 июня будет принят новый закон о государственном техническом осмотре. Такое заявление вице-премьер Игорь Шувалов сделал вчера.

Неожиданный ажиотаж вокруг ГТО вызвало заявление недельной давности Дмитрия Медведева о том, что нынешняя система прохождения гостехосмотра себя изжила: «Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях – для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить. Мы все более или менее люди грамотные в этом смысле, машины у всех, большинство ездит на этих машинах. Но мы же понимаем, что если машина современная, новая, то такая бумажка ей не требуется, а если это, как принято говорить, ведро с гайками, она все равно бумажку получит, но уже другим путем».

Для меня было полной неожиданностью услышать такие потрясающие в своей заботе об автомобилистах слова. Потому что еще за неделю до своего высказывания о том, что ГТО пора отменить, президент подписал закон, в котором одна статья – 9, полностью посвящена организации такси в России.

Эта статья прошла мимо многих массовых СМИ, потому что в духе пиар-традиций, оказалась «зарыта» в куда более громкие новшества по увеличению сумм штрафов за нарушения ПДД и законодательно утвержденного мнения, что Москва – это отдельное государство в государстве. И штрафы ей отдельные. Про ПДД все написали. Про такси – очень немногие.

В общем, неизвестно, что лихорадочно придумает правительство в новом законе о ГТО, и неизвестно, что на самом деле думает о ГТО сам президент, но 21 апреля он подписал закон № 69-ФЗ, где черным по белому написано, что автомобили, использующиеся в качестве такси, должны проходить гостехосмотр каждые полгода.

Либо законы перед подписанием не читаются, либо у нас как в пословице, семь пятниц на неделе.

Норма эта, конечно, не новая. Она перекочевала туда из постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880. Но ее сохранение в законе №69-ФЗ говорит о спонтанности громких высказываний и написании по их итогу отдельных документов «на коленке». А далее депутатам будет, чем заняться, как, впрочем, и аналитикам со статистиками. Одни будут анализировать результаты закона на основе статданных, другие – переписывать его отдельные положения.

Но вернемся к такси.

Новые правила для таксистов начинают действовать с 1 сентября 2011 года. Осталось немного времени.

Радует, что этот закон принят в принципе. До этого таксисты довольствовались разрозненными нормами в различных нормативных актах и местным законодательством. То, что эти нормы попробовали собрать в одном месте, скорее хорошо.

Но вот в целом закон вызывает противоречивые чувства.

Что ждет предпринимателей и юридических лиц, которые на сегодня осуществляют деятельность такси?

В первую очередь, теперь на федеральном уровне закреплено, что необходимо получать разрешение на деятельность. Эдакий упрощенный вариант возврата к лицензированию.

Ранее в правилах пассажирских перевозок такого указания не было, разрешительные документы, если и выдавались, то местными властями, в каждом регионе – в соответствии со своими правилами.

Разрешение выдается не менее чем на пять лет. Это плюс. Но плюс – чуть ли не единственный.

Первый минус – законодатели ограничили действие разрешения только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно, если власти этих регионов договорятся между собой и подпишут соответствующее соглашение. Если не договорятся, увы. Перевезти, допустим, из Ивановской области во Владимирскую клиента, пожелавшего использовать для этого такси, вы не сможете. Либо вам придется получать разрешение и в Ивановской области, и во Владимирской. А это накладно.

К тому же законом региональным властям дано полное право самостоятельно определять  порядок оплаты за выдачу разрешения (п. 8 ст. 9 Закона). При этом минимальное и максимальное значение этой оплаты не установлено, поэтому, власти будут действовать, как обычно, а именно – кто во что горазд. И никто не даст гарантии, что «для своих» это разрешение не будет стоить одни деньги, а «для чужих» – другие.

На деле, вылиться это может в нехитрую уловку таксистов, которая была когда-то успешно апробирована, например, в Узбекистане: между областями, не составляя друг другу конкуренции, таксисты просто договаривались и на границах области высаживали пассажиров, пересаживая их в местный транспорт. Об удобстве пассажиров говорить не приходится, да и услуга сразу же поднялась в цене процентов на 20.

Но даже если «соседи» договорятся, то путешествие «из Петербурга в Москву» вполне может оказаться неподъемным, как для таксистов, так и для их потенциальных клиентов.

Еще один минус, который может сказаться на многих мелких предпринимателях, предоставляющих услуги такси.

Разрешение выдается только, если транспортное средство принадлежит бизнесменам на праве собственности либо на условиях договора лизинга.

Напомню, что «договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем» (ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ).

Если машину вы водите на условии генеральной доверенности, то законно услуги такси вы предоставлять не сможете – разрешение не дадут. Просто арендовать авто у физического лица вы теперь для оказания услуг такси тоже не сможете.

Поэтому при составлении договора аренды необходимо быть внимательным, чтобы соблюсти закон о лизинге. Иначе «неправильно оформленные документы» вполне смогут вам обеспечить длительный простой автопарка, пока необходимое разрешение вы будете получать.

Иметь в собственности автомобиль – это не единственное условие. Такси должно в обязательном порядке отвечать и другим требованиям. Например, каждая машина должна быть оборудована таксометром (пп. д п. 16 ст. 9 Закона). До закона № 69-ФЗ такого требования на федеральном уровне установлено не было.

Не знаю, как в Москве, а в небольших райцентрах, где я частенько пользуюсь этим удобным и вполне недорогим способом передвижения, таксометры в такси мне не встречались. И это объяснимо: зачем в машине таксометр, если ставка по городу – единая? И ее тебе объявляет диспетчер при заказе такси?

Посмотрев на стоимость таксометров, можно понять, что с 1 сентября пассажир будет выкладывать денег сильно больше, чем раньше. Ибо цену таксометра надо как-то отбивать, а сделать это можно только, повысив цены на услуги.

Кроме того, местные власти имеют право установить местным же законом, что такси должно быть в единой цветовой гамме. К счастью, это требование не является обязательным, пока местные власти его не утвердят. Но если утвердят, всем таксопаркам придется потратиться на перекрашивание в ту или иную гамму (которую утвердят местные власти) своих машин.

«Шашечки» и фонарь оранжевого цвета должны обеспечить все.

С учетом нормы о разрешениях только в пределах области, таксисты, при нарушении этого нехитрого правила и выезде с клиентом «за границу», становятся отличной мишенью для надзорных органов: «чужие» номера и боевая раскраска выдадут покусившегося на соседскую территорию таксиста с головой.

Особые требования предъявляются и к водителям, точнее, к их рабочему стажу. Принять на работу можно только тех водителей, кто официально проработал в такси не менее трех лет. По закону стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или соответствующим договором (п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона). Либо у водителя общий водительский стаж должен составлять не менее пяти лет. Надо пересмотреть штат водителей, мало ли, может кто-то из ваших сотрудников не соответствует этим требованиям и их придется в срочном порядке уволить, как не соответствующих федеральному закону. Ибо закон не дает вариантов в том случае, если водитель уже работал на предприятии до принятия новых норм.

Сложно придется и тем предпринимателям с небольшим водительским стажем, которые оказывают услуги такси самостоятельно. Разрешение они вряд ли получат. Получается, таким ИП придется либо менять вид деятельности, либо принимать на работу водителя, соответствующего нормам закона.

Разрешение необходимо получать на каждое транспортное средство. То есть даже если вы – владелец своего автопарка в несколько машин, у вас есть документы о собственности на машины, вы зарегистрированы как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получить одно разрешение оптом на весь таксопарк нельзя. Каждой машине с 1 сентября – отдельное разрешение.

Это самое разрешение должно храниться в салоне автомобиля и предъявляться как по требованию пассажира, так и по требованию уполномоченных на то должностных лиц.

Сохранилась из закона о безопасности дорожного движения норма о том, что предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить контроль технического состояния перед выездом на линию и обязательный предрейсовый медосмотр. Но если раньше за этим особо никто не следил, то сейчас, скорее всего, договор с медицинским учреждением и пунктом технического обслуживания будут требовать при получении разрешения. На эту простую мысль наводит, в частности, закон Томской области от 9 марта 2010 г. № 35-ОЗ, где прямо прописывается в статье 5 необходимость иметь подобные документы таксопаркам.

В любом случае, и проверка технического состояния, и обязательный медосмотр потребует дополнительных затрат. Что опять же, скажется на кошельке пассажира.

Зато пассажирская безопасность будет на высшем уровне.

Из плюсов. Если вы все-таки получите разрешение, то аннулировать его могут только по решению суда.

При выявлении нарушений (отсутствие таксометров, несоответствующие водители и т. п.) вам должны выдать предписание об устранении нарушений. Не отобрать разрешение, а выдать предписание, обратите на это внимание. Максимальный срок для устранения – 1 месяц. При этом работать вы имеете право.

Если нарушения вы не устранили в течение этого месяца, действие разрешения могут приостановить. Работать вы не сможете до устранения нарушений.

Срок приостановления, судя по закону, может быть любым, так как законом не определены временные ограничения. Но в любом случае, оно приостанавливается до устранения нарушений. Далее вам должны вернуть право работать.

И только если даже приостановка деятельности вас не напугала, и вы не исправились, уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением об отзыве разрешения.

На деле, конечно, слабый момент в тексте закона есть. Отсутствие временных рамок для приостановления действия разрешения может «приостановление» вполне превратить в «лишение возможности заниматься деятельностью».

В общем, поле для коррупции – непаханое.

О том же говорят отзывы в форумах, орфография сохранена:

«У нас город 50 тыс. населения, ДС 10 штук, цена на проезд 8 лет одна и та же (50 рублей). Из за конкуренции обанкротили сами себя.
Ждали закон, чтобы помог нам справиться с бомбилами и с желающими быстро денег нарубить.. Но в таком варианте как вышел этот закон, мы все в пролете. Согласен, может для Москвы и Питера это к лучшему, а у нас в периферии смерть…»

«уже сейчас, идет круглосуточный шмон всех таксомоторов по городу - путевка, страховка, ТО (6 мес.), ИП или договор.
Ну думаем ладно, это нормально, все что не оформлено уйдет. Но нам заявляют: путевые листы можно брать только у одного человека (точнее предприятия). Это у нашего депутата гор. думы. У которого несколько десятков Камазов, и весь город перевозят его маршрутки.
У него есть боксы, ямы, механик, медик. Уже сейчас только по его лицу можно понять чье ОДНО такси будет в городе.
Общались мы с ним о заключении договора на путевые листы. В кресле ЦАРЬ, а мы крестьяне пришли за податью.
У нас путевка стоила 35 рублей, он ее сразу автоматом 50».

«… из-за большой конкуренции опустили цену в три раза необходимой.
В итоге, водители зарабатывают копейки, владельцы то же. Больших финансовых отложенийнет. У кого есть деньги подбирай готовый бизнесс. Кстати, меня небыло в городе три дня, сейчас звонил конкурентам.
Сказали, что наш депутат им открытым текстом сказал, что нам капец, он будет один». 

«Сам по себе, оторванный от реальностей бытия, закон хорош.
Всё верно, всё правильно, но...
Такой закон хорош для государства с умеренным или низким уровнем коррупции.
Где вопросы принято решать по закону, а не по понятиям».

«… кто из нас не мечтал монополизировать рынок? Благодаря этим поправкам, у многих есть такой шанс. Те у кого волосатые руки и всякого рода-сброда депутаты - теперь это будет их кормушка»

«… просто квоты получать будут те кто будет делиться. Без обид но мне такую схему квотирования уже пытались навязать по тому же аэропорту.
Если квоты сделают - будете просто платить за квоту. Суммы будут такие что без штанов останетесь. 
... и так и так работать не дадут....»

Есть еще один любопытный пункт, из-за которого разрешение может быть аннулировано. А именно (пп. 4 п. 14 ст. 9 Закона) «совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц». В общем, водитель совершит ДТП, вы лишитесь права использовать машину в качестве такси. Все просто.

Но и в этом случае, отзыв разрешения возможен только по решению суда!

Первые плановые проверки таксистов ждут спустя год после выдачи разрешения. Об этом прямо сказано в Законе (п. 20 ст. 9). Оснований для внеплановых проверок – масса, в частности, заявления «граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» и многих других, включая СМИ, о том, что вы не проводите предрейсовые медосмотры. Предупреждать вас о такой внеплановой проверке, в соответствии с законом, не требуется. Но обратите внимание, что, несмотря на внеплановость, она все-таки должна быть согласована с прокуратурой.

Последние две части занимательной статьи 9 закона ставят просто жирную точку в этом любопытном нормативном акте. Для оптимизации транспортной нагрузки в субъекте Федерации и исходя из численности населения, власти этого самого субъекта смогут устанавливать ограничение по максимальному количеству транспортных средств, используемых в такси. Ну, а если желающих потаксовать будет больше установленной цифры, разрешения разыграют на аукционе.

Судя по пристальному вниманию к столичным пробкам руководства, как Москвы, так и РФ, эти правила введены, в первую очередь, для столицы. Поэтому столичным таксистам надо это учитывать.  

К счастью для них, вступление в силу данной нормы отодвинуто на 1 января 2015 года.

Введены новые нормы и по штрафам, как же без них.

Отсутствие в салоне такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112) влечет наложение штрафа на  водителя в размере 1 тыс. рублей; на должностных лиц – 10 тыс., на юридических лиц – 30 тыс. рублей.

Напомним, что в соответствии с правилами, на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

  1. полное или краткое наименование фрахтовщика;
  2. условия оплаты за пользование легковым такси;
  3. визитная карточка водителя с фотографией;
  4. наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Кроме того, в такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.

Невыдача пассажиру кассового чека или БСО, подтверждающих оплату проезда грозит аналогичными штрафами.

Отсутствие «шашечек» и фонаря карается строже – водителя оштрафуют на 3 тыс. рублей; должностных лиц – на 10 тыс. рублей; организации – на 50 тыс. рублей.

Если вы применили отличительные признаки («шашечки» и фонарь)  такси незаконно (читай, без полученного разрешения), накажут только водителя, зато сразу на 5 тыс. рублей.

При этом фонарь имеют право по закону конфисковать.

Какие можно сделать выводы? Выполнение всех норм и предписаний, включая единую цветовую гамму, права собственности, оперативное получение  разрешений и т. п. под силу далеко не всем, а чаще всего достаточно крупному организованному бизнесу.

Скорее всего, при принятии закона действительно в первую очередь думали о Москве и других крупных городах, где власти давно мечтают упорядочить таксистов и изжить частников из этой сферы.

Вот только почему-то, как обычно, забыли о том, что «в деревне тоже живут люди». И установка таксометра может закончиться для них потерей пассажиров ввиду повышения цены. Не говоря уже о других требованиях нового закона.

А частников с таким законом только прибавится. Проще всего не выполнять драконовские нормы, а снять желтый фонарь с крыши, установить цену в полтора раза ниже, и пойти искать клиента для заработка. Всех не переловишь. А пассажир, как обычно, будет голосовать рублем. Официальное такси скоро многим будет не по карману.

Юлия Кабирова, эксперт журнала «Современный предприниматель»


« ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД