Изменение законодательства регулирующего бизнес такси: самые худшие ожидания оправдались.

 

08 апреля с.г. в Государственной Думе во втором чтении был принят законопроект № 479724-5. Таким образом, в самое ближайшее время, скорее всего, будет принят Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения». Данный федеральный закон вносит изменения в ряд законодательных актов (в частности, в Закон о безопасности дорожного движения, КОАП, 184й Закон разделяющий полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации и др.) и существенно, по нашему мнению, усложняет жизнь легальным таксомоторным перевозчикам.

Директор Лиги такси Каримов Б.Н., который 07 и 08 апреля с.г. был в Москве и в кулуарах Государственной Думы провел встречи с депутатами Государственной Думы, сотрудниками аппарата Комитета по транспорту Государственной Думы, а также с фактическим автором вышеуказанного законопроекта, секретарем Московского транспортного Союза Свешниковым Юрием Юрьевичем, рассказал редакции сайта liga-taxi.ru о том, чего следует ожидать таксомоторному бизнесу в нашей стране, в связи с принятием нового закона.

 

Основное нововведение: вводится разрешительный порядок осуществления таксомоторной деятельности. Цитата из Закона: «Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации». Разрешение выдается сроком на 5 лет. Для того, чтобы юридическому лицу получить разрешение (разрешение выдается на каждый автомобиль), нужно соответствовать следующим требованиям:

Автомобили должны быть в собственности юридического лица, либо в лизинге.

Требования к водителям: 3 года подтвержденный стаж работы водителем или 5 лет общий стаж.

Требования к автомобилям: 1. Техосмотр каждые 6 месяцев 2. Автомобиль должен иметь цветографическую схему (шашечный пояс) 3. Единая цветовая гамма кузова автомобилей такси (Может быть установлена Законом субъекта РФ) 4. Наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета (колпака) 5. Легковое такси должно быть оборудовано таксометром

Требования к юридическим лицам (ИП): 1. Обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси 2. Проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию 3. Обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Отзыв разрешения на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа происходит в следующих случае: 1. Неоднократного (повторного) нарушения вышеуказанных требований 2.  Неисполнения предписания об устранении нарушений 3. Совершения водителем легкового такси ДТП, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

Как я понял из текста закона, в случае выявления нарушения уполномоченный орган, в начале, выдает таксомоторной компании или ИП предписание об устранении выявленных нарушений. В течение месяца нарушения нужно устранить. Если этого не происходит, то уполномоченный орган имеет право на 1 месяц приостановить деятельность разрешения. Затем, если в течение этого срока нарушение так и не было устранено, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Отзыв (аннулирование) разрешения таким образом осуществляется на основе судебного решения.

Вышеуказанные изменения в законодательство также вводят административную ответственность, как для легальных перевозчиков, так и для «бомбил».

Нелегальные перевозчики теперь могут быть оштрафованы на сумму до 5000 рублей (максимально возможная сумма штрафа в данном случае, в соответствии с нашими законами) за отсутствие разрешения (т.е. вводится административная ответственность за нелегальный извоз), а также за незаконное использование атрибутов такси: «шашечек» и «колпаков» (при этом «колпаки» будут конфисковаться). Штрафовать нелегалов будут сотрудники ГИБДД.

Легальные перевозчики (имеющие разрешение) могут быть оштрафованы за: 1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (информация о тарифах компании) 2. Невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в виде бланка строгой отчетности, предусмотренных вышеупомянутыми правилами 3. Отсутствие «шашечек» и «колпака» 4. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда. Штрафовать (причем очень серьезно) также будут, если выявят, что перевозка пассажиров и багажа были осуществлены без заключения в письменной форме договора фрахтования. Штрафовать легальных перевозчиков будет Транспортная инспекция.

 

К каким последствиям приведет принятие данного закона? Пока вопросов больше чем ответов.

Налицо высокая коррупционная составляющая закона - теперь для входа на рынок требуется получение разрешения чиновника. У чиновников теперь появляются серьезные рычаги влияния на таксомотрный рынок. Если в крупных городах - в Москве и Питере скорее всего не будет такой проблемы, то в остальных городах миллионниках, а тем более в средних и малых городах, местные «князьки» захотят прибрать высокодоходный бизнес к своим рукам, используя новые изменения в законодательстве.

От нововведений очень сильно пострадают диспетчерские службы (до 80%, а в некоторых малых городах все 100%, таксомоторных перевозок) т.к. намного усложниться привлечение водителей с собственными автомобилями для работы в диспетчерской службе такси.

Требование Закона о том, что автомобиль работающий в такси должен быть или в собственности компании (ИП) или в аренде тоже очень спорное. Многие компании такси используют арендованный транспорт (по договору аренды с юридическими лицами), а также привлекают водителей со своими автомобилями. Многие компании (особенно новые) берут автомобили в сублизинг.

Несомненно также пострадают пассажиры такси. Для того, чтобы таксомоторная компания соответствовала новым требованиям законодательства, потребуются значительные постоянные и переменные финансовые затраты. Цены на услуги такси могут возрасти, как минимум, на 30%.

Многие пассажиры уже привыкли к тому, что диспетчер службы такси сразу называют стоимость предстоящей поездки. Такая практика исключает обман пассажира. Водителям такси в таком случае нет смысла «возить кругами» и «химичить» со счетчиком. Новое законодательство же обязывает установить в обязательном порядке таксометр.

Согласно одной из статей, разрешение на осуществление таксомоторной деятельности действует на территории субъекта Российской Федерации. В России много городов, которые находятся на границе субъектов Российской Федерации. (например пригороды Санкт-Петербурга Пушкин и Колпино). Зачастую город находящийся в одном субъекте РФ экономически тяготеет к соседнему субъекту РФ (например город Волжский в Марий Эл). Таксомоторные компании в таких городах и районах, однозначно, как мне кажется, столкнутся с серьезными проблемами при осуществлении своей деятельности.

Таксомоторный бизнес в ряде городов России, по моему мнению, просто прекратит существование, т.к. большинство компаний такси не смогут соответствовать новым требованиям законодательства, регулирующего деятельность такси.

 

Лига такси проводит сбор отзывов и рецензий по поводу нового законодательства, регулирующего таксомоторную деятельность. Просим всех заинтересованных лиц присылать нам свои письма на электронный ящик liga-taxi@mail.ru


« ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД