Теневой таксистский рынок в разы превосходит легальный. Возможно ли побороть стихию?

 

Наталья Шергина, Санкт-Петербург В Питере такие попытки предпринимали. Городской парламент, в частности, пытался легализовать таксомоторный рынок путем использования механизмов саморегулируемых организаций и объединений, прописав их в проекте закона «Об организации таксомоторных перевозок в Санкт-Петербурге». В 2009 году таксисты всей страны обсуждали детали этого проекта, описанные председателем комиссии по транспорту Заксобрания СПб Игорем Риммером. Планировалось, в частности, создание единой саморегулируемой организации (СРО), разработка единой тарифной политики, организация единой диспетчерской службы, создание реестра легальных таксомоторов. Включение конкретного перевозчика в реестр было предложено максимально упрощенное: по заявлению, на безвозмездной основе и с минимальным набором условий (небитый автомобиль, электронный таксометр, свободное владение русским языком, умение ориентироваться на улицах Петербурга). Нелегалов, не включенных в реестр, предлагалось штрафовать: одиночек — на сумму до 2 тысяч рублей, юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей. Юристы, однако, заявили, что как штрафы, так и разработка механизмов СРО — прерогатива федеральных законодателей. Поэтому принятый в трех чтениях замечательный проект так и лежит неподписанным на столе у губернатора. — Без изменения существующих федеральных нормативно-правовых документов ограничить деятельность нелегальных перевозчиков невозможно,— прокомментировал ситуацию «Огоньку» заместитель председателя питерского комитета по транспорту Руслан Тигиев.— Ведь эти законы не обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключать договоры на предоставление услуг по перевозке легковыми такси с исполнительными органами власти. Тем не менее процесс становления цивилизованного рынка перевозок людей легковыми такси в Петербурге наращивает обороты. Власти города пошли по пути обеспечения «белых» таксистов режимом наибольшего благоприятствования и всяческими преференциями. С ними охотно сотрудничают автопарки, объединившиеся в две крупные ассоциации — «Лигу такси» и «Некоммерческое партнерство таксомоторных перевозчиков» (в каждой около 20 предприятий). Все они считаются официальным городским такси, поскольку заключили с городским комитетом по транспорту договор на работу по установленным тарифам. Каков результат этой игры по правилам? Увы, «бомбил» не победили: доля легальных перевозчиков составляет всего 10-15 процентов рынка. — Государство в 2005 году в ходе административной реформы отменило лицензирование таксомоторного бизнеса, отказалось от избыточных функций регулирования, а зря,— втолковывает «Огоньку» глава «Лиги такси» Булат Каримов.— Причем если для строительного бизнеса федералы приняли специальный закон о саморегулируемых организациях и там процесс наладился, то в сфере такси этого не произошло. Я хорошо знаю, что творится в регионах. Звоню в комитет по транспорту, к примеру, Екатеринбурга, а там мне отвечают, что они совсем не занимаются такси! Чиновники не знают, сколько у них там действует компаний, автомобилей, как они работают, кто их проверяет. Получилось, что частники-таксисты выпали из жизни и экономики, оказались вне любого контроля. Бесхозную отрасль захлестнули амбиции и борьба интересов, и весь бульон до сих пор кипит в собственном соку. По мнению главы «Лиги такси», власти Петербурга раньше других регионов осознали, что сферу таксомоторных перевозок бросать на произвол судьбы нельзя. В Смольном предложили заключать с комитетом по транспорту договоры на обслуживание населения автомобилями индивидуального пользования. «Бренд, шашечный пояс и единый телефонный номер на борту, на капоте круглая эмблема со словами «городское такси» и с номером договора, на крыше колпак оранжевого цвета — вот приметы машины, которую пассажир может не опасаться»,— говорит г-н Каримов. «Белое такси» работает по установленным тарифам, город разбит на зоны, стоимость проезда в эти зоны указана на больших стендах на официальных автостоянках с горизонтальной дорожной разметкой желтого цвета. Пока таких стоянок два десятка, в планах городских комитетов оборудовать более двух сотен. Самая дешевая поездка обходится в 300 рублей, средняя стоимость — 500-600 рублей. Информация о стоимости официального такси размещена также на 70 лайт-боксах по городу. С помощью «договорников» власти надеются изгнать «черный» бизнес хотя бы из представительских мест: с первой линии Пулково, с автостоянок на железнодорожных вокзалах. Легальным перевозчикам обеспечен бесплатный доступ не только к этой привычной «кормовой базе», но и дано разрешение встречать в новом Морском порту океанские лайнеры с иностранными туристами. Кроме того, именно легалам доверено осуществлять функции социального такси в Петербурге. Пассажиры с ограниченными возможностями в любой момент могут вызвать такое такси, заплатив за проезд всего 10 процентов стоимости, а остальные затраты компенсируют власти. «Это приличные деньги, например на текущий, 2010 год — 210 млн рублей,— подчеркивает глава «Лиги такси».— Причем важна не только сумма, но и гарантированный объем работы, что для наших компаний является очень серьезной поддержкой». Благосклонность городских властей к легальным перевозчикам усиливает враждебное отношение к ним со стороны бомбил. Даже г-н Каримов признает, что их конкуренты очень мощны, ведь это по-прежнему 85-90 процентов рынка перевозок. «Лига такси» пытается искать способ защиты от нелегалов: пишет специальные письма, призывает чиновников Смольного воздействовать на ГУВД, с тем чтобы милиция не закрывала глаза на нелегалов. Толку, правда, от таких обращений нет. Отчего у нас «бомбилы» составляют 90 процентов рынка? Глава питерской «Лиги такси» полагает, что ответ на этот вопрос достаточно простой: существует чья-то прямая заинтересованность их не трогать. Булат Каримов не пессимист, но из приятных событий в сфере своего бизнеса смог вспомнить только одно — появление такси РЖД. В его «Лигу такси» входит компания, получившая недавно первой в России эксклюзивное право организации таксомоторного бизнеса на вокзалах.


« ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД